Дизайн финала Лиги чемпионов-2022 — красота. Стиль — авангард, на афише — символы Санкт-Петербурга: разводной мост, Петр I и небоскреб

Дизайн финала Лиги чемпионов-2022 — красота. Стиль — авангард, на афише — символы Санкт-Петербурга: разводной мост, Петр I и небоскреб

Символика — одна из самых обсуждаемых деталей каждого спортивного события. Она рождает споры, скандалы и даже обвинения в плагиате. Сделать дизайн, который понравится всем, почти невозможно, но именно благодаря ему турниры запоминают на годы. Дизайн влияет на стиль билетов, находит отражение в сувенирах, остается на фото и видео с места событий.

В УЕФА долго шли по простому пути: изображали на афише что-то стильное, но простое. Мадрид-2019 — панорама города, Киев-2018 — Олимпийский стадион, Кардифф-2017 — символ страны дракон, Милан-2016 — торговая галерея Виктора Эммануила. Порту-2021 и Лиссабон-2020 вообще ограничились кубком Лиги чемпионов на фоне логотипа турнира.

Санкт-Петербург-2022 все изменил.

Впервые в афишу финала, а вместе с ней и в дизайн, заложено столько смыслов, что его, как великую картину, хочется рассматривать и находить все новые значения.

Если вы хотите скорее узнать, почему символика финала Лиги чемпионов-2022 — уникальная, мы вам поможем.

1 один.jpg

UEFA


Во-первых, у афиши появился конкретный художественный стиль. Оформление выполнено на стыке супрематизма и абстракционизма, то есть простейшие геометрические формы образуют абстрактные объекты, в которых каждый, проявив воображение, может увидеть что-то свое.

Во-вторых, в афишу вписана история города. Элементы, хоть и кажутся абстрактными, складываются в конкретные объекты. Среди них угадываются главные символы Санкт-Петербурга: Исаакиевский собор, Нева, Медный всадник, разведенный Дворцовый мост, «Алые паруса» и даже самое высокое здание Европы — «Лахта-центр».

Выбор объектов не случаен: по ним можно следить за развитием города, который из безлюдной болотистой территории по берегам Невы благодаря Петру I превратился в европейский центр с величественной архитектурой и грандиозными инженерными сооружениями. Развитие не останавливается даже в XXI веке: город по-прежнему поражает идеями, заряжает энергией и молодостью.

В-третьих, афиша заиграла красками. На смену привычной однотонности пришли несколько цветов. Синий, который считается цветом Лиги чемпионов, получил оттенки — вплоть до нежно-голубого.

Красный в футбольной среде Санкт-Петербурга, конечно, не любят, но на афише есть и он — как прямая отсылка к празднику выпускников «Алые паруса». Красочный фестиваль пройдет всего через несколько недель после финала, а жители города ждут его не меньше, чем сам матч.

Красный цвет в дизайне тоже меняется: от алого, которым обозначены паруса, он уходит в золотой, чтобы изобразить купол Исаакиевского собора, и доходит до оранжевого в окантовке моста. Тем самым афиша намекает, что финал пройдет в период белых ночей — другого важного символа Санкт-Петербурга.

ДВА.jpeg

Фото #6656560 https://visualrian.ru/search/420/6656560.html
Алексей Даничев, РИА Новости


Неповторимость дизайну придает еще один факт: его создала не безымянная команда, а конкретный художник, причем из России. Максим Жестков делал проекты для мировых брендов, выставлялся в галереях России, США и Китая, а в 2021-м согласился на новый вызов.

«Работа над оформлением для финала стала творческим испытанием, — признается Жестков. — Оформление должно было воплотить в себе скрывающийся за классическими фасадами города революционный дух и современные символы города вместе с узнаваемыми многовековыми зданиями».

По словам Жесткова, в работе он вдохновлялся живописью великих художников-авангардистов — Василия Кандинского и Казимира Малевича, тем более что жизнь последнего тесно связана с Санкт-Петербургом. Малевич жил и работал в городе с 1925 по 1935 год.

И даже подвид авангарда — супрематизм — Жестков выбрал намеренно. «Это влиятельное движение в искусстве тесно связано с городом, где в 1915 году прошла первая супрематическая выставка, — объясняет автор дизайна. — Экспериментируя с чистейшими формами, почерпнутыми у города, нам удалось создать яркую композицию, полную предвкушения и энергетики, которые сопутствуют финальному матчу».

Особая энергетика заметна даже в шрифте — его создали специально для оформления финального матча. Буквы, как и основные элементы афиши, выполнены из геометрических фигур — тоже в духе русского авангарда.

Необычный дизайн зрители по всей Европе оценят задолго до финала. 15 февраля 2022 года, одновременно с первыми матчами плей-офф, УЕФА запустит кампанию Road to the final («Дорога к финалу»). На каждый матч Лиги чемпионов команды будут выходить из арки с этим слоганом на фоне авангардного дизайна. Так на главных стадионах Европы появится частица Санкт-Петербурга.

Ближе к решающей игре в самом Санкт-Петербурге появятся торжественные флаги — тоже с элементами фирменной айдентики.

Мяч.jpeg

Оргкомитет турнира


Говоря о дизайне, нельзя забыть об официальном мяче финала. К 20-летию сотрудничества с Лигой чемпионов adidas подготовил особенный подарок. Мяч выполнен в голубо-красной цветовой гамме — создатели говорят, что вдохновлялись цветами петербургского горизонта. На фоне закатного неба изображены символы города, а в верхней части кириллицей выведены пять букв — ПИТЕР.

Из-за переносов, связанных с пандемией, Санкт-Петербург ждал финал Лиги чемпионов три года — именно столько пройдет к моменту матча со дня выборов. Оказалось, все не зря: город идеально провел чемпионат мира-2018 и Евро-2020, а теперь задает стандарты и для Лиги чемпионов.

Дизайн — уже лучший, теперь — очередь футбола.

Роад.jpg

Richard Juilliart — UEFA/UEFA via Getty Images